Из журнала Adventurer #1, Рыбинск, 1996



      Котов А.В.

     Итак...
     Начнем мы наш обзор со старой доброй
программы VU-3D фирмы PSION.  Год выпуска
1982-й.
     Это программа, вообще-то говоря,была
для своего времени очень крутая. Да и се-
годня я не видел ничего лучше нее из этой
области.( Кроме, по слухам, CAD+3D Plot ).
Многие  скажут : "Что это он нам пытается
всучить старье какое-то..."  и  будут  не
правы.  Эта система хоть и медленно рабо-
тает,  но  зато позволяет получать  любой
об'ект, собранный из линий, стирать линии
невидимого контура, задавать два источни-
ка освещения. И все это на  48 килобайтах
памяти ! (Если вспомнить историю, то мно-
гими  любимая  IBM PC тогда только появи-
лась в Америке и не имела не то что цвет-
ного изображения, а вобще работала только
с текстом).
     Итак,это было кратенькое вступление,
а теперь я опишу меню программы и принци-
пы работы,  в конце описания приведу нес-
колько рабочих экранов программы.

                VU-3D
        ---------------------
         1982 Psion Software

     Программа производит построение  фи-
гур по плоскостям, т.е. вы создаете об'ем
из сечений (см. рисунок).
     Загрузка  программы  производится  в
режиме  48  килобайт  (для машин с 128К).
После загрузки появляется запрос о созда-
нии новых об'ектов или загрузке старых  с
внешнего носителя.

     1) Create a new figure
     2) Load a data file

     После  выбора  пункта  2,  программа
загрузит  их с внешнего носителя и выйдет
в главное меню ( MAIN MENU ).

     При выборе опции Create вы попадаете
в режим создания об'ектов.
       В  данной  программе  все действия
выполняются или при нажатии на букву, ко-
торая соответствует первой букве команды,
или  на  цифру,  стоящую  перед командой.
Программа  вводит  любой об'ект как сово-
купность  Z-плоскостей  (ось Z направлена
вглубь экрана).
     Экран при команде  Create имеет сле-
дующую структуру :
  В верхней части экрана находятся :
   -индикатор текущего режима  (выведен в
    инверсном виде),
   -команды,
   -клавиши управления.
  С левого края и  снизу экрана проведены
оси X и Y с разметкой.
  В  самой  последней строке показываются
текущие координаты по X,Y и какая Z-плос-
кость  в  данный момент является текущей.
(Все  построения  происходят  на  текущей
плоскости).
     Команды меню Create :
Open, Close, Figure, Magnify, Reduce,
Next Z, Quit.
     1. Open
- начало создания об'екта.   После выбора
этой  команды  список  команд  меняется и
появляется  курсор.   Курсор  управляется
клавишами 5,6,7,8 и эти же клавиши с Caps
Shift  обеспечивают более медленное пере-
мещение курсора.
    Команды, доступные в Open :
Start, Line, End, Delete.
    Start-отмечает начальную точку фигуры
    Line -  нарисовать линию от последней
            построеной точки до курсора.
    Еnd - окончить построение и выйти в
          предыдущее меню.
    Delete - удаление последней линии из
             буфера.

    2. Next Z -   переход  к следующей Z-
    плоскости. В новой плоскости сохраня-
    ются фигуры с предыдущих  плоскостей,
    их можно изменять командами Magnify и
    Reduce.

    3. Figure - переход к следующей фигу-
    ре  (если  построено больше, чем одна
    фигура).  Выбранная фигура выделяется
    пунктирной  линией.   После  этого ее
    можно  изменять  клавишами  5,6,7,8 и
    командами Magnify и Reduce.
    4. Magnify - увеличивает нарисованую
    фигуру в размерах.

    5. Reduce - уменьшает нарисованую
    фигуру в размерах.

    6. Close - заканчивает текущий об'ект

    7. Quit - заканчивает  ВСЕ  об'екты и
    осуществляет выход в главное меню.
         Команды главного меню :
         -----------------------

                MAIN MENU

    1) Modify a figure
    2) Abandon
    3) Load a date file
    4) Create a new figure
    5) Save a data file
    6) Display
    7) Change colors


 Modify - изменение размеров и расположе-
          ния фигур.
 Аbandon - стереть ВСЕ фигуры.
 Load - загрузить данные.
 Save - сохранить данные.
 Display - работа с об'ектами.
 Change colors - смена цветов.
 Display - этот  режим позволяет получить
           перспективное      изображение
           об'екта,  скрыть невидимые ли-
           нии, получить залитый  об'ект.

 Кoманды режима Display :
Far,Near,Magnify,Reduce,Quit,Picture.

    Клавишами 5,6,7,8 вы можете повернуть
об'ект вокруг осей.

    Near - приближает наблюдателя к
           об'екту.
    Far - удалает наблюдателя от об'екта.
    Маgnify - увеличивает изображение
              об'екта.
    Reduce - уменьшает изображение
             об'екта.
    Quit - выход в главное меню.

    Picture - после входа в эту опцию, вы
              увидите   несколько  команд
              для работы с экранным изоб-
              ражением рисунка.
 Команды режима Pictute :
Hidden line, Shade, Colour, Print, Keep,
Quit.
    Hidden line - удаление  невидимых ли-
                  ний контура.
    Shade - построение  светотеневого ри-
            сунка.  После выбора этой ко-
            манды  спрашивается  о распо-
            ложении сначала  первого  ис-
            точника света, а затем - вто-
            рого.   Возможные  ответы  на
            первый вопрос:
  А - сверху, B - внизу , C - в центре;
            на второй вопрос:
  L - слева , R - справа , C - в центре.

    Colour - выбор цвета фона и рисунка.
    Print - печать рисунка на принтер.
    Keep - запись экранного файла на вне-
           шний носитель.
    Quit - выход из режима Display.









   Теперь  рассмотрим  пример  создания
простой фигуры.  Для  примера  мы возьмем
куб. Итак, начали...

     Запустим программу  VU-3D (cм.прило-
жение). Вывеберем пункт 1 ( Create a new
figure, т.е. клавиша  "1" и Enter ) - по-
падем в меню создания об'ектов.
     Выберем команду Open, появится новое
меню и курсор в виде  крестика.  Поставим
курсор клавишами  5,6,7,8 в левый верхний
угол нашего будущего куба.  (Просто отве-
дите  курсор  от начального положения  на
несколько пунктов влево и вверх, ориенти-
руясь по осевым линейкам). Нажмите клави-
шу  "S"  (Start) - это начало построения.
Отведите  курсор  вправо  так, чтобы было
симметрично начальной точке.(Вобще-то это
не  обязательно, но так будет лучше смот-
реться). Нажмите  клавишу "L" (Line) -  у
вас  появится линия от начальной точки до
курсора. Отведите курсор вниз на такое же
расстояние, (У куба все стороны равны), и
опять  нажмите  "L".  Проделайте эту опе-
рацию для оставшихся двух сторон квадрата
основания,  затем   нажмите   клавишу "E"
(Еnd)  для  завершения построения фигуры.
После   этого   мы  возвращаемся  в  меню
Create. Здесь вы  можете получить  нужный
вам размер фигуры клавишами "M" (Мagnify)
и "R" (Reduce),  Теперь с помощью клавиши
"N" (Next Z) добейтесь, чтобы  значение Z
(внизу справа )    стало равным, к приме-
ру, 30 или 40. (Но лучше,  чтобы это зна-
чение было равно размеру ребра квадрата).
При  нажатии  клавиши  "Q" (Quit)  фигура
считается завершенной,  и программа пере-
ходит в главное меню (MAIN MENU).
     В  нем   вам  нужно   выбрать  режим
Display.   Войдя  в этот режим, вы можете
увеличить или уменьшить об'ект,приблизить
или  удалить  точку наблюдения, повернуть
об'ект  (клавишами 5,6,7,8 или  5,6,7,8 с
Caps Shift ). При  входе  в режим Picture
(клавиша "P") можно проделать ряд манипу-
ляций  над  изображением об'екта : убрать
невидимые  линии,  получить  светотеневой
рисунок, записать изображение  как экран.
     Эти  манипуляции  с  нашим  кубом я,
надеюсь,  вы  проделаете  сами  без  моих
подсказок.