Из журнала 'Чёрная Ворона 6'
Украина, Донецкая область, г.Дмитров-1, 05.2001


   СЕКРЕТЫ ТЕКСТОВОГО ВЫВОДА
 
(C) 2001 Иван Рощин
   Fido  : 2:5020/689.53
   ZXNet : 500:95/462.53
   E-mail: asder_ffc#softhome.net
   WWW   : http://www.zx.ru/echo/roschin
-----------------------------------------
   Здесь  я  расскажу о приемах оптимиза-
ции,  используемых  при  выводе текстовых
сообщений на экран ZX-Spectrum. Некоторые
из этих приемов могут быть использованы и
на  других  компьютерных  платформах, где
производится  печать текста в графическом
режиме.
 
   Сначала  несколько общих слов. Как из-
вестно, в ZX-Spectrum  реализован единст-
венный  графический  режим  с разрешением
256*192. Цвета в нем задаются не для каж-
дой  точки,  а  сразу для целого квадрата
8*8 - то есть фактически мы имеем не нас-
тоящее  цветное изображение, а раскрашен-
ное черно-белое.
 
   В  других  компьютерах  (например, PC)
наряду  с  графическими  режимами  обычно
имеются  и текстовые. Спектрум лишен этой
возможности, и на нем приходится выводить
текст  в графическом режиме. С одной сто-
роны, это медленнее и отнимает больше па-
мяти, но с другой стороны - размеры, фор-
ма  и  местоположение символов могут быть
любыми. В графическом режиме также стано-
вится   возможным  плавный  скроллинг при
просмотре текста, что несомненно повышает
удобство чтения.
 
   Я  буду  рассматривать  наиболее часто
встречающийся случай, когда шрифт задан в
растровом   виде  (бывают  еще  векторные
шрифты), и все его символы имеют одинако-
вую ширину и высоту.
 
   При  печати может быть использован как
шрифт  8*8,  находящийся в ПЗУ по адресам
#3D00-#3FFF  (там хранятся лишь изображе-
ния  символов  с  кодами  #20-#7F), так и
шрифт, загружаемый в ОЗУ (размеры и коли-
чество  символов  в  котором, само собой,
могут быть произвольными).
 
   Процедура  печати символа обычно имеет
дело  с  такими  параметрами: код символа
(byte),  координаты (x,y) и цвет. Коорди-
наты чаще всего задаются не в пикселах, а
в  знакоместах (под знакоместами я имею в
виду  области  размером  в  один символ).
Скажем,  при  использовании шрифта 8*8 на
экране  помещается 32 символа по горизон-
тали  и  24 по вертикали; соответственно,
координата x может изменяться от 0 до 31,
а  y - от 0 до 23. Начало координат (0,0)
традиционно располагается в верхнем левом
углу экрана.
 
   Как видим, происходит некоторая эмуля-
ция текстового режима с помощью графичес-
кого. В 99% случаев при этом используется
один  из следующих трех "текстовых" режи-
мов: 32*24 (шрифт 8*8), 42*24 (шрифт 6*8)
и 64*24 (шрифт 4*8). (Как вы можете заме-
тить,  в  режиме  42*24 четыре пиксела по
горизонтали  остаются неиспользованными -
обычно  их  либо  равномерно распределяют
справа  и слева, либо оставляют на какой-
то одной стороне.)
 
   В  режиме  32*24  каждый  символ может
иметь  свой цвет (что непосредственно вы-
текает из структуры спектрумовского экра-
на).  В  режимах 42*24 и 64*24 это невоз-
можно, но там каждое слово может быть ок-
рашено  в  свой  цвет  (если считать, что
слова разделены пробелами). Другие режимы
(скажем, 51*24 - при использовании шрифта
5*8) лишены и этого.
 
   О теории я сказал, кажется, уже доста-
точно. А теперь начнем оптимизировать! :)
 
   Обычно в шрифте под изображение каждо-
го  символа отводится восемь байт. Но до-
вольно  часто  такое представление оказы-
вается избыточным, так как некоторые биты
не  используются.  К  примеру, для шрифта
6*8  (рис.  1) два крайних столбца не за-
действованы и всегда равны нулю.
 
  байт 1 = 00000000   ----------------
  байт 2 = 00111000   ----######------
  байт 3 = 01101100   --####--####----
  байт 4 = 01101100   --####--####----
  байт 5 = 01111100   --##########----
  байт 6 = 01101100   --####--####----
  байт 7 = 01101100   --####--####----
  байт 8 = 00000000   ----------------
 
                 Рис. 1
 
   Когда  шрифт  расположен  в ОЗУ, такое
его  представление вполне оправданно, как
обеспечивающее достаточную скорость печа-
ти.  (Между прочим, когда печать символов
6*8  хотят  сделать особенно быстрой, ис-
пользуют  целых  четыре  набора символов,
каждый  из  которых  сдвинут относительно
другого  на  два пиксела по горизонтали -
чтобы не тратить время на сдвиг при печа-
ти каждого символа.) Но для экономии дис-
кового  пространства,  занимаемого  вашей
программой, имеет смысл удалять из шрифта
всю избыточную информацию.
 
   Экономия  при  этом  может быть весьма
значительной:  так, шрифт из 256 символов
6*8,  изначально  занимавший  #800  байт,
уменьшится  на  четверть.  А если в таком
шрифте изображение символов реально зани-
мает только 5*6 пикселов (т.е. между сим-
волами предусмотрен обязательный пробел в
один  пиксел  по  горизонтали  и  два  по
вертикали),  то  он  сократится более чем
вдвое!
 
   Ниже приведена процедура, удаляющая из
шрифта  избыточную  информацию. Смысл ис-
пользуемых в ней констант font_sx,font_x,
font_sy и font_y пояснен на рис. 2.

                 Рис. 2
 
SOURCE     EQU  #8000 ;здесь расположен
                      ;исходный шрифт,
DESTINY    EQU  #C000 ;а сюда поместим
                      ;упакованный...
KOLVO      EQU  #100  ;количество симво-
                      ;лов (1-256)
 
font_sx    EQU  1;эти параметры опреде-
                 ;ляют используемую часть
font_sy    EQU  1;матрицы 8*8 для преоб-
                 ;разуемого шрифта
font_x     EQU  5
font_y     EQU  6
DEST_LEN  EQU ((font_x*font_y*KOLVO)+7)/8
              ;длина упакованного шрифта
              ;в байтах
 
           ORG  #6000
           LD   HL,SOURCE
           LD   IX,DESTINY
           LD   E,0
           LD   B,KOLVO
M1         PUSH BC
           PUSH HL
           LD   BC,font_sy
           ADD  HL,BC
           LD   B,font_y
M7         LD   A,(HL)
           LD   C,font_sx
           INC  C
M2         DEC  C
           JR   Z,M3
           ADD  A,A
           JR   M2
M3         LD   C,font_x
           INC  C
M4         DEC  C
           JR   Z,M5
           ADD  A,A
           RL   (IX)
           INC  E
           BIT  3,E
           JR   Z,M4
           INC  IX
           LD   E,0
           JR   M4
M5         INC  HL
           DJNZ M7
           POP  HL
           LD   BC,8
           ADD  HL,BC
           POP  BC
           DJNZ M1
           DEC  E
M6         INC  E
           RET  Z
           BIT  3,E
           RET  NZ
           SLA  (IX)
           JR   M6
 
   После  загрузки программы с диска, ес-
тественно, такой шрифт нужно будет преоб-
разовать  к его первоначальному виду. Вот
соответствующая  процедура  (если заранее
известно, какими будут значения констант,
то ее можно оптимизировать):
 
SOURCE     EQU  #8000 ;здесь расположен
                      ;упакованный шрифт,
DESTINY    EQU  #C000 ;а сюда будем рас-
                      ;паковывать...
KOLVO      EQU  #100  ;количество симво-
                      ;лов (1-256)
font_sx    EQU  1 ;см. предыдущую проц.
font_sy    EQU  1
font_x     EQU  5
font_y     EQU  6
 
           ORG  #6000
           LD   HL,DESTINY
           PUSH HL
           LD   DE,DESTINY+1
           LD   BC,KOLVO*8-1
           LD   (HL),0
           LDIR
           LD   IX,SOURCE
           POP  HL
           LD   E,8
           LD   D,(IX)
           LD   B,KOLVO
M1         PUSH BC
           PUSH HL
           LD   BC,font_sy
           ADD  HL,BC
           LD   B,font_y
M7         LD   C,font_x
           XOR  A
M3         SLA  D
           ADC  A,A
           DEC  E
           JR   NZ,M2
           LD   E,8
           INC  IX
           LD   D,(IX)
M2         DEC  C
           JR   NZ,M3
           LD   C,8-(font_sx+font_x)
           INC  C
M4         DEC  C
           JR   Z,M5
           ADD  A,A
           JR   M4
M5         LD   (HL),A
           INC  HL
           DJNZ M7
           POP  HL
           LD   BC,8
           ADD  HL,BC
           POP  BC
           DJNZ M1
           RET
 
   Впрочем, если вам необходимо экономить
оперативную  память, можно оставить шрифт
и  в  сжатом  виде, пожертвовав скоростью
печати.  Ну  а чтобы скорость все-таки не
очень  пострадала, можно использовать еще
несколько  приемов оптимизации. Например,
если  печатается пробел, то быстрее будет
просто очистить соответствующее знакомес-
то  на  экране.  При печати символа имеет
смысл  сначала восстановить его изображе-
ние в специальном буфере и уже оттуда вы-
водить  на  экран, учитывая при этом, что
если  печатается  символ  с тем же кодом,
что  и предыдущий, то его изображение уже
сформировано в буфере (своеобразное кэши-
рование).  Проверка совпадения кодов сим-
волов  может  быть  реализована  примерно
так:
 
        ...............    ;Печатаемый
                           ;символ в ре-
                           ;гистре A,
        CP      0          ;сравниваем
                           ;его с кодом
                           ;предыдущего
LAST_S  EQU     $-1        ;символа (хра-
                           ;нится в самой
                           ;команде).
        JR      Z,GO_PRN   ;Если совпали,
                           ;то выводим
                           ;содержимое
                           ;буфера, иначе
        LD      (LAST_S),A ;запоминаем
                           ;код символа и
        ...............    ;формируем его
                           ;изображение в
                           ;буфере.
GO_PRN  ...............    ;Вывод на эк-
                           ;ран содержи-
                           ;мого буфера.
 
   Еще  один  способ  уменьшения  размера
шрифта, который может использоваться сов-
местно  с  предыдущим  - удаление из него
неиспользуемых  символов. Для этого можно
воспользоваться такой процедурой:
 
SOURCE  EQU     #8000 ;адрес исходного
                      ;шрифта (256 симв.)
DESTINY EQU     #C000 ;адрес преобразо-
                      ;ванного шрифта
HIGH    EQU     8     ;сколько байт зани-
                      ;мает один символ
        ORG     #6000
        LD      IX,TAB_DEL
        LD      HL,SOURCE
        LD      DE,DESTINY
        XOR     A         ;текущий символ
NEXT_S  PUSH    AF
        CALL    CHECK
        LD      BC,HIGH
        JR      NZ,NO_LDIR
        LDIR              ;обнуляет BC
NO_LDIR ADD     HL,BC
        POP     AF
        INC     A
        JR      NZ,NEXT_S
        RET
 
;Таблица удаляемых символов представлена
;в виде битового массива размером в 256
;бит (32 байта). Если элемент массива
;равен единице, соответствующий символ
;будет удален из шрифта.
 
TAB_DEL DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
        DB %00000000,%00000000
 
; Процедура CHECK предназначена для
; работы с битовыми массивами длиной
; до 256 элементов.
;
; Вход:  IX - адрес массива;
;         A - номер элемента.
; Выход: если соотв. элемент массива
;        равен 0, флаг Z установлен.
;        Значение A изменено.
;
; Если заменить команду BIT на SET или
; RES, можно не только проверять значения
; элементов массива, но и изменять их.
 
CHECK   PUSH    AF ;сохранили номер эле-
                   ;мента
 
;  Работа с элементом массива происходит
; с помощью команды BIT N,(IX+S), которая
; перед этим формируется в памяти.
; Значения N и S вычисляются по формуле:
; S = старшие 5 битов номера элемента
; (номер байта в массиве, где находится
;  нужный элемент);
; N = 8 - младшие 3 бита номера элемента
; (номер бита в байте массива; элементы
;  располагаются в байте слева направо,
;  а биты нумеруются наоборот).
;
; Команда занимает в памяти 4 байта и
; выглядит так:
 
 #DD #CB S %01NNN110
  |   |  |  \|\|/ |/
  |   |  |   | |  +- общая часть для BIT, SET, RES
  |   |  |   | +----- номер бита
  |   |  |   +------- %01 для BIT, %11 для SET, %10 для RES
  |   |  +----------- смещение
  +---+-------------- префиксы
 
        AND     7
        RLCA
        RLCA
        RLCA
        XOR     %01111110 ; %11111110
                          ;для SET,
                          ; %10111110
                          ;для RES
        LD      (CHECK_1+3),A
        POP     AF
        RRCA
        RRCA
        RRCA
        AND     %00011111
        LD      (CHECK_1+2),A
CHECK_1 BIT     0,(IX)
        RET
 
   Может быть и так, что вы сами не знае-
те,  печать каких символов производится в
вашей  программе,  а  каких - нет. В этом
случае вставьте в процедуру печати симво-
ла  приведенный ниже фрагмент и запустите
вашу программу. После окончания ее работы
в  битовом массиве TAB_DEL будут сведения
о  том,  какие  символы  можно удалить из
шрифта  (в таком же формате, как и в пре-
дыдущем  примере).  Логика работы такова:
при каждом вызове процедуры печати симво-
ла  соответствующий  бит  в массиве обну-
ляется,  и  в  результате равными единице
остаются  лишь те элементы массива, кото-
рые  соответствуют  символам,  ни разу не
печатавшимся за все время работы програм-
мы.
 
; Начало процедуры печати: в аккумуляторе
; код печатаемого символа.
 
        PUSH    AF
        PUSH    IX
        LD      IX,TAB_DEL
        CALL    RES_BIT
        POP     IX
        POP     AF
        ............  ;продолжение про-
                      ;цедуры печати
        RET
 
; Вспомогательная процедура, аналогичная
; рассмотренной выше процедуре CHECK:
 
RES_BIT PUSH    AF
        AND     7
        RLCA
        RLCA
        RLCA
        XOR     %10111110
        LD      (CHECK_1+3),A
        POP     AF
        RRCA
        RRCA
        RRCA
        AND     %00011111
        LD      (CHECK_1+2),A
CHECK_1 RES     0,(IX)
        RET
 
TAB_DEL DB #FF,#FF,#FF,#FF
        DB #FF,#FF,#FF,#FF
        DB #FF,#FF,#FF,#FF
        DB #FF,#FF,#FF,#FF
        DB #FF,#FF,#FF,#FF
        DB #FF,#FF,#FF,#FF
        DB #FF,#FF,#FF,#FF
        DB #FF,#FF,#FF,#FF
 
   При использовании такого шрифта возни-
кают  некоторые проблемы с печатью симво-
ла,  а именно - с вычислением смещения от
начала шрифта, по которому находится изо-
бражение  данного символа. Тут можно либо
использовать  таблицу удаленных символов,
либо перекодировать все текстовые сообще-
ния, выводимые в программе.
 
   Чтобы еще уменьшить количество исполь-
зуемых символов, можно заменить в выводи-
мом  тексте  русские  буквы на похожие по
начертанию латинские. Вот соответствующая
процедура:
 
TEXT       EQU  #8000;адрес начала текста
LENGTH     EQU  #1234;длина текста
 
           ORG  #6000
           LD   HL,TEXT
           LD   BC,LENGTH
M1         LD   DE,TABLE-1
M2         INC  DE
           LD   A,(DE)
           INC  DE
           AND  A
           JR   Z,M3
           CP   (HL)
           JR   NZ,M2
           LD   A,(DE)
           LD   (HL),A
M3         INC  HL
           DEC  BC
           LD   A,B
           OR   C
           JR   NZ,M1
           RET
 
;Пары символов - что на что заменять:
 
TABLE      DB   "А","A"
           DB   "В","B"
           DB   "С","C"
           DB   "Е","E"
           DB   "H","H"
           DB   "К","K"
           DB   "М","M"
           DB   "О","O"
           DB   "Р","P"
           DB   "Т","T"
           DB   "Х","X"
           DB   "а","a"
           DB   "с","c"
           DB   "е","e"
           DB   "к","k"
           DB   "п","n"
           DB   "о","o"
           DB   "р","p"
           DB   "х","x"
           DB   "у","y"
           DB   0       ;признак конца
                        ;таблицы
 
   Нужно  только следить, чтобы изображе-
ния  букв в используемом шрифте были дей-
ствительно похожи. Если же, например, ла-
тинские  буквы  в  шрифте выполнены толще
русских,то результат будет, как на рис.3:
 
                 Рис. 3
 
   Если  в  вашей  программе используется
шрифт 6*8, для экономии памяти можно фор-
мировать  образы символов с кодами 32-127
непосредственно  во время печати, исполь-
зуя шрифт ПЗУ. Вот пример небольшой прог-
раммы,  которая  формирует таким способом
шрифт и распечатывает на экране все полу-
чившиеся символы.
 
        ORG     #6000
 
        LD      HL,#3D00;адрес шрифта ПЗУ
        LD      DE,#8000;здесь будет
                        ;шрифт 6*8
        LD      BC,#300 ;длина шрифта
 
NEXT_B  LD      A,D     ;Все символы раз-
                        ;деляются на
        CP      #82     ;две группы:
        JR      Z,NO_IZM; 1) #2F-#5F
        CP      #80     ; 2) #20-#2E,
                        ;    #60-#7F
        JR      NZ,IZM_1;Преобразование
                        ;символов осу-
        LD      A,E     ;ществляется по-
                        ;разному, в зави-
        CP      15*8    ;симости от того,
        JR      C,NO_IZM;к какой группе
                        ;они принадлежат.
IZM_1   LD      A,(HL)  ;Преобразование
                        ;символов первой
        PUSH    BC      ;группы
        PUSH    AF
        AND     %00001111
        RLCA
        LD      B,A
        POP     AF
        AND     %11110000
        OR      B
        POP     BC
        JR      BYTE_OK
NO_IZM  LD      A,(HL)   ; Преобразование
BYTE_OK RLCA             ; второй группы
        AND     %11111100
        LD      (DE),A
        INC     HL
        INC     DE
        DEC     BC
        LD      A,B
        OR      C
        JR      NZ,NEXT_B
 
; Шрифт 6*8 подготовлен, теперь печатаем
; все полученные символы:
 
        LD      HL,#8000-#100
        LD      (#5C36),HL
        CALL    3435
        LD      A,2
        CALL    5633
        LD      A," "
PRINT_S PUSH    AF
        RST     16
        POP     AF
        INC     A
        CP      128
        JR      NZ,PRINT_S
        RET
 
                 Рис. 4
 
   Между  прочим, можно было бы применить
этот  способ  в  мониторе-отладчике STS -
там  как раз используется шрифт 6*8. А за
счет  освободившегося места можно было бы
реализовать  в  этом отладчике какие-либо
новые возможности...
 
   Теперь  скажу  несколько  слов  о спе-
циальном  способе хранения шрифта в памя-
ти,  при  котором процедура печати оказы-
вается более быстрой и короткой.
 
   Обычно  в  шрифте хранится сначала во-
семь байт, образующих изображение первого
символа, затем восемь байт второго симво-
ла и так далее.
 
   При  печати символа необходимо сначала
(зная  его код и адрес расположения в па-
мяти шрифта) вычислить адрес, по которому
находится  первый байт изображения симво-
ла,  а затем по очереди читать байт изоб-
ражения и записывать его в видеопамять.
 
   Пусть  код символа задан в аккумулято-
ре,  адрес  в видеопамяти (вычисляемый по
координатам  печати)  задан в регистровой
паре  DE и известно, что шрифт расположен
с адреса FONT. Тогда процедура печати бу-
дет выглядеть примерно так:
 
        LD   H,0     ;Вычисление адреса
        LD   L,A     ;образа символа
        ADD  HL,HL   ;(10 байт/65 тактов)
        ADD  HL,HL
        ADD  HL,HL
        LD   BC,FONT
        ADD  HL,BC
        LD   B,8     ;Вывод на экран. Для
                     ;повышения скорости
M1      LD   A,(HL)  ;цикл можно раскрыть
        LD   (DE),A
        INC  HL      ;Если шрифт располо-
                     ;жен с адреса, крат-
        INC  D       ;ного 8 - можно
                     ;просто INC L
        DJNZ M1
        RET
 
   "Да  это  все давно известно" - скажет
кто-то.  Не буду спорить. Обратите только
внимание на то, сколько ресурсов тратится
на  вычисление  адреса  образа символа. А
если высота символов будет не восемь пик-
селов,  а,  скажем, семь? Тогда программа
еще  более  усложнится, ведь уже не обой-
дешься  тремя сдвигами, как при умножении
на восемь...
 
   Между  тем,  существует  гораздо более
эффективный  способ хранения шрифта в па-
мяти: шрифт начинается с адреса, кратного
256,  в первых 256 байтах последовательно
расположены верхние строки всех символов,
в  следующих  256  байтах - вторые сверху
строки, и так далее. В этом случае, неза-
висимо от высоты символов, вычисление ад-
реса образа символа при печати практичес-
ки не требует ресурсов. Вот пример проце-
дуры печати символа:
 
        LD   H,FONT/256  ;Вычисление ад-
                         ;реса образа
        LD   L,A         ;символа (3 бай-
                         ;та/11 тактов)
        LD   B,8     ;Вывод на экран. Для
                     ;повышения скорости
M1      LD   A,(HL)  ;цикл можно раскрыть
        LD   (DE),A
        INC  H
        INC  D
        DJNZ M1
        RET
 
   Не  правда ли, гораздо эффективнее? Но
есть  один недостаток: если в шрифте хра-
нятся  образы  не  всех  256 символов, то
после  преобразования  он  будет занимать
больше  места  в  памяти. (В общем случае
размер  будет  равен  H*256 байт, где H -
высота символа.)
 
   Вот процедура, перекодирующая шрифт из
обычного  представления в более эффектив-
ное:
 
SOURCE     EQU  #8000 ;адрес расположения
                      ;исходного шрифта
DESTINY    EQU  #C000 ;здесь разместится
                      ;преобразованный
                      ;шрифт
HIGH       EQU  8     ;высота символов
 
           LD   HL,SOURCE
           LD   DE,DESTINY
M1         PUSH DE
           LD   B,HIGH
M2         LD   A,(HL)
           LD   (DE),A
           INC  HL
           INC  D
           DJNZ M2
           POP  DE
           INC  E
           JR   NZ,M1
           RET
 
   А  вот процедура, выполняющая обратное
преобразование:
 
SOURCE     EQU  #8000 ;откуда
DESTINY    EQU  #C000 ;куда
HIGH       EQU  8     ;высота символов
 
           LD   HL,SOURCE
           LD   DE,DESTINY
M1         PUSH HL
           LD   B,HIGH
M2         LD   A,(HL)
           LD   (DE),A
           INC  H
           INC  DE
           DJNZ M2
           POP  HL
           INC  L
           JR   NZ,M1
           RET
 
   Осталось только сказать, что, хотя та-
кой  способ хранения шрифта считается до-
вольно  известным, я до недавнего времени
не  предполагал  о  его  существовании. А
рассказал мне о нем GoBLiN/BMZ - спасибо!
-----------------------------------------